На
Главную
|
Мы
уже много раз давали понятие феминизма,
но, думается, уточнить никогда не
помешает. Поэтому новый текст,
составленный философом, культурологом
Татьяной Клименковой для словаря "Современная
западная философия". ФЕМИНИЗМ
- теория равенства полов, лежащая в
основе движения женщин за освобождение.
Возник в XVIII в. На XIX - первую половину XX в.
приходится первая волна феминизма -
борьба за достижение юридического
равноправия полов, с середины XX в.
начинается вторая волна - борьба за
фактическое равенство женщин с
мужчинами. В конце 70-х гг. движение
приобрело массовый характер, проявилось
в массовых акциях, в создании ряда
организаций и множества небольших групп
неформального характера без лидера и
теоретической стратегии в ее
традиционном понимании. В течение 80-х гг.
влияние феминизма несколько падает, что
исследователи связывают с утверждением
в западных странах неоконсервативной
ориентации с острой самокритикой,
появившейся внутри самого феминизма.
Если до середины 80-х гг. его теоретиками
рассматривался в основном опыт белой
женщины из среднего класса Западной
Европы и Северной Америки, то
впоследствии была признана
необходимость изучения и учета
требований других групп с их
специфическими интересам, что сказалось
на состоянии не только практики, но и
теории движения, которая все более
отказывается от категории и методов,
связанных с ориентацией на
внеисторические факторы. В феминизме
рассматривается не опыт пола, а опыт
рода (gender), "мужественность" и "женственность"
- не биолого-анатомические, а культурно-психологические
характеристики, поскольку проявления
пола и биологическая сексуальность
существуют только как продукт "очеловеченных
взаимодействий". Приписывать родовые
представления, присущие данной культуре,
самой "природе человека", его
половым характеристикам, согласно
феминизму, - значит некритически
принимать ряд скрытых патриархальных
посылок - определенный тип разделения
труда, иерархический принцип подчинения
молодых старшим, абстактно-технологическое
понимание науки, философии, прогресса и
т.д. Эти установки имеют, согласно
феминизму, культурно-историческую
природу и несводимы ни к собственно
экономическим, ни к правовым причинам. С
учетом этих посылок отношения между
полами понимаются в феминизме как один
из типов проявления властных отношений,
поскольку под видом "объективности"
воспроизводится ситуация, когда одна
часть человеческого рода, имея свои
собственные интересы, одновременно
репрезентирует и интересы другой его
части. это соответствует специфическому
пониманию "объективности",
складывающемуся через научные
представления, несущие на себе печать
"маскулинистской ориентации". В
культурах такого типа, по мнению
теоретиков феминизма, женщина
представлена лишь как "Другой".
Представители феминизма считают, что
схемы рационального контроля,
предписываемые обществом мужчинам и
женщинам, по сути дела, различаются, при
этом тип женской духовности остается в
принципе невостребованным. Базисные
схематизмы культуры осваиваются лишь в
их маскулинистском проявлении. Поэтому
цель феминизма - выведение женской
духовности из "сферы молчания".
Признается принципиальная
недостаточность традиционного
теоретического анализа и необходимость
политических действий. Однако в отличие
от обычного (с точки зрения принуждения)
понимания политической сферы феминизм
трактует ее предельно широко - как "общественные
дела вообще". Такое переопределение
политики в ненасильственном ключе
выражается в лозунге "Личное - это
политическое", в котором феминизм
соединяет историко-критический анализ
прав личностей с идеологией, выступая
как "призыв к действию", к изменению
культуры и духовному обновлению во всех
сферах жизни общества. Среди
направлений либеральный феминизм -
старейшее и наиболее популярное течение.
Основная его задача - развитие
индивидуальных женских способностей и
ценностей реформистским путем.
Радикальный феминизм появился в конце 60-х
гг. как общественное движение, связанное
с "новыми левыми", но, не найдя у них
поддержки, обособился. В основе его
выводов лежит тезис о том, что угнетение
женщины является самой глубинной формой
угнетения, присущей культуре последних
тысячелетий. Феминизм, вдохновляемый
социалистическими идеалами, основной
целью провозглашает борьбу со всеми
формами эксплуатации, в том числе с
эксплуатацией женщин, понимаемой весьма
широко. .
|
Гостевая
|